Зыков Михаил Борисович, Сабанина Наталья Рафаэлевна. Философия образования: вчера, сегодня, завтра // Сборник «Ученые и учения»: Материалы XXII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам в честь 50-летия известного ученого-процессуалиста, Заслуженного работника высшей школы РФ, профессора А.П. Рыжакова. (Украина, Горловка, 14-15 июня 2012 года). – Горловка: ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2012. – 244 с. – С. 87-98. ISBN 978-966-2788-01-3
Zykov Mikhail Borisovich, Sabanin Natalia Rafaelevna. Philosophy of Education: Yesterday, Today, Tomorrow // Collected Papers of the XXII International Science and Practice Conference “Scientists and Teachings” (Ukraine, Gorlovka, June 14-15th 2012). – Gorlovka, 2012. – 244 p. – Pages 87-98.
tt0_125_248.1, (cтраница 1)
Form of Culture : # 14 Philosophy (Философия)
Address: Elets, Russia, World Wide Tolstoy-Templeton “Laws of Life” (“Human Capital”) Library
Философия образования: вчера, сегодня, завтра.
Зыков Михаил Борисович
доктор философских наук, профессор Кафедры философии и молодежной политики Елецкого государственного университета им. И.А, Бунина
Сабинина Наталья Рафаэлевна
соискатель Кафедры философии и молодежной политики Елецкого
гос. университета им. И.А. Бунина, директор музея "Человеческий капитал"
Принято говорить, что вчера был век физики, сегодня - век биологии, а о том, что будет завтра - как-то помалкивают. Проведенные нами в последние годы исследования позволяют с уверенностью утверждать, что завтра будет век философии образования, то есть культурологии. Поясним это более обстоятельно.
Замечательные открытия, достижения и практические внедрения результатов научных исследований за последние три столетия позволили создать не только полезные для людей предметы и процессы, но и множество видов технических, физических, химических и биологических средств массового уничтожения людей, причем в таком количестве, что сегодня, по мнению экспертов, население планеты Земля может быть - при желании политиков и генералов одной, дух, или десятка стран - уничтожено уже не один раз, а "для надежности" - сотни раз. Можно сказать, что "Джин войны" уже выпущен из бутылки истории и только дожидается, когда Никифор Иванович (президент одной из стран) поссорится из-за какой-нибудь мелочи с Иваном Никифоровичем (президентом какой-нибудь другой страны - какай
tt0_125_248.2, (cтраница 2)
именно, - теперь уже не имеет никакого значения, поскольку все страны: связаны договорами о взаимной выручке в случае начала случайной войны), чтобы покончить с жизнью и цивилизацией на планете Земля.
Понятно, что мириться с таким положением дел нельзя, что срочно надо что-то делать. Существует много сценариев такого делания, одним из которых является попытка целенаправленно (то есть с целью сформировать осознание необходимости выживания человечества) изменить сознание людей планеты Земля, чтобы спасти жизнь на самой планете. Однако для этого нужно иметь достаточно "работающую" теорию сознания человека. В настоящее время такой удовлетворительной теории нет, и мы - в этой статье - попытались сформулировать ещё одну - вдобавок к бесчисленному множеству уже существующих, - Гипотезу о структуре и функционировании сознания индивида в современном обществе. Суть Гипотезы состоит в следующем (с. 87).
В современном мире существует двадцать две повсеместно и всеми признанные формы культуры. Каждой форме культуры присуща одна и только одна центральная ценность. Все формы культуры и их центральные ценности взаимосвязаны и образуют то, что мы в нашей Гипотезе называем полным цивилизационным кольцом современного мира (см. рис. 1). Полным оно называется потому, что в нем присутствуют все двадцать две формы культуры, каждая из которых предполагается развитой на мировом уровне, и все формы культуры составляют единую систему. На рис. 1 разным формам культуры присвоены чисто условные порядковые номера, которые использованы авторами настоящей статьи во многих публикациях последних лет [например, 3, с. 97], не встретив никакого возражения у читающей почтенной публики (какая-то упорядоченность форм культуры особенно важна для всех компьютерных приложений и программ).
В настоящее время общепринятым считается определение культуры как "второй", рукотворной природы, посредством которой Человек "отгораживается" от "первой" - нерукотворной, внешней ему - природы - в процессе все нарастающей адаптации к ней. Формы культуры различаются по многим параметрам друг от друга, но основное различие заключается в использовании в них разных материальных носителей для специфического воздействия на сознание индивида (с. 88).
На рисунке 1 каждому номеру соответствует своя форма культуры и её центральная ценность и антиценность: форма культуры № I Биография (ценность - Гений, антиценность — «Как все»), 2 Наука (истина — мнение), 3 Философия (сущность - формализм), 4 Рынок (честность - реклама), 5 Экономика (рост - устойчивость), 6 Политика (надежда - авторитаризм), 7 Экономика (эффективность - хаос), 8 Техника (надёжность - стандарт), 9 Право (справедливость - коррупция), 10 Война (гуманизм - реванш), 11 Искусство (гармония — плагиат), 12 Быт (комфорт - роскошь), 13 Мораль (честь - ханжество), 14 Религия (вера - кумир) (с. 89), 15 СМИ (правда - пропаганда), 16 Семья («Люблю тебя» - «Люби меня»), 17 Здоровье (здоровье - кайф), 18 Игра (свобода - азарт), 19 Образование (человеческий капитал (ЧК) - единый государственный экзамен (ЕГЭ)), 20 Хозяйство (достаток - расточительность), 21 Язык (совесть - слэнг), 22 Экология (Пракультура) (жизнь - наслаждение). На рисунке, помимо ценностей, появляются также "антиценности". Мы хотели бы подчеркнуть, что в правильно организованном воспитательном процессе как детей, так и взрослых,
tt0_125_248.4, (cтраница 4)
ценности и антиценности должны всегда появляться вместе, одновременно в одном акте восприятия. При этом наука воспитания призвана указать их правильную пропорцию и метод, с помощью которого в сознании воспитуемого ценность будет обозначаться как ценность, а антиценность именно как антиценность. Безусловно, именно этому воспитанию принадлежит будущее. Современная практика воспитания, построенная исключительно на позитивных примерах, в научном и практическом планах является устаревшей и крайне неэффективной. В опытах на всех видах животных и при всех моделях обучения ("воспитания") оптимальной является ситуация, когда количество поощрений равно количеству наказаний, то есть количество положительных и отрицательных "подкреплений" - одинаково.
На втором рисунке также нашла более глубокое отражение базовая форма культуры № 22. Если на первом рисунке она обозначена словом "Экология" (что, по существу, имеет историческое основание), то на втором рисунке произведено содержательное уточнение названия этой исходной формы культуры развивающегося человека - ПРАКУЛЬТУРА.
Форме культуры Пракультура с её центральной ценностью Жизнь и антиценностью Наслаждение нами отводится особое, "выдающееся" положение. Несмотря на замечательные достижения всех форм рукотворной природы ("второй природы", то есть Культуры), природа первоначальная, нерукотворная остается исходным фактором развития формы культуры Пракультура и современного человека, и современного человечества.
Древнегреческий философ Сократ первым в истории развития философии обратил внимание (вспомним его знаменитое "Познай самого себя") на необходимость для человеческой психики отражать не только внешнюю для человека нерукотворную природу, но и внутреннюю человеку нерукотворную природу, то есть свое биологическое тело со свойственной ему бессознательной психикой. Это научное открытие, сделанное Сократом, существенно отразилось на историографии философской мысли: всех философов разделяют на досократиков, и тех, которые творили после Сократа.
Несмотря на существование "второй", рукотворной природы, "первая", нерукотворная природа продолжает существовать для индивида в двух ипостасях - внешней (окружающая индивида реальность) ему и внутренней ему (реалии собственного тела). Активное взаимодействие с артифактами nepвoft, нерукотворной природы порождает в психике человека центральную ценность формы (с. 90) культуры Пракулыура (её артифактами являются материальные предметы и процессы как внешней, так и внутренней человеку первой, нерукотворной природы) - Жизнь. Активное психическое взаимодействие индивида с внешней ему природой осуществляется с помощью экстерорецепторов, с его внутренней нерукотворной природой - с помощью интерорецепторов.
tt0_125_248.5, (cтраница 5)
Современные психологи различают в психике человека сознание и бессознательное, полагая, что сознание формируется благодаря деятельности экстерорецепторов (знакомых всех нам "внешних" органов чувств), а бессознательное человека современные философы и психологи, справедливо, по-нашему мнению, связывают с деятельностью интерорецепторов (болевых и множества других). При этом целостная психическая деятельность человека основывается на взаимодействии сознания и бессознательного: в основе сознания лежит психическое отражение внешней человеку нерукотворной природы, в основе бессознательного (то есть "души" человека) - психическое отражение внутренней человеку нерукотворной природы, то есть жизни его тела.
Рис. 2. Структура тройственного «Я» человека (с. 91)
Внутреннюю нерукотворную природу человека в наших исследованиях и публикациях мы обозначаем термином "Кибер", "тройственного" по самой своей природе (можно видеть три "Я" на рис. 2).
Именно восприятие артифактов этих двух нерукотворных природ, - одной - внешней человеку, другой - внутренней ему, - являются основой начальных этапов формирования психики человека и ответственны, по нашему глубокому убеждению, за создание и развитие человеческого «Я», Часть психики человека, формируемую с помощью экстерорецепторов, мы в нашей Гипотезе называем Сознанием (оно имеет субстратом новую кору мозга). Другую часть психики индивида, формируемую с помощью интерорецепторов, мы в нашей Гипотезе называем Кибером (он имеет
tt0_125_248.6, (cтраница 6)
субстратом древнюю кору мозга - гиппокамп, точнее - лимбическую систему). Эту вторую часть психики обычно называют бессознательным. Однако это обозначение не является корректным, содержательным, поскольку носит чисто отрицательный характер. Поэтому, повторяем, что в нашей Гипотезе мы обозначаем эту часть психики индивида другим термином - "Кибером". Систему неразрывно связанных Кибера и Сознания в нашей гипотезе мы называем "Я". При этом приходится признать необходимым различать в теоретических рассуждениях и в практических приложениях три различных, хотя и неразрывно связанных в одной функциональной системе "Я":
-"Я1" - активное психическое отражение "второй", рукотворной природы (Культуры);
-"Я2" - активное психическое отражение повседневного реального бытия индивида;
-"ЯЗ" - активное психическое отражение "первой", нерукотворной природы (как внешней человеку, так и внутренней ему) (см. рис. 2).
Общепризнанно, что сознание индивида интенционально. Оно формируется и развивается в процессе его активного взаимодействия с материальными носителями - предметами и процессами, иначе называемыми артифактами каждой из форм культуры. В результате такого активного взаимодействия в сфере каждой из доступных индивиду форм культуры в психике индивида формируется память о событиях, уже происшедших и ещё происходящих там ("на его собственных глазах"!) с задействованием специфических для форм культуры артифактов. При каждом из последующих взаимодействий с этими артифактами у индивида происходит не только очередное накопление специфической памяти об этой форме культуры, но также формирование умений и навыков, взаимодействий в её сфере. Память, необходимая для осуществления этих умений и навыков, преобразуется при этом из "памяти" в необходимое для реализации умений и навыков "Знание". Система таких знаний постепенно преобразуется в знание Закона (закономерностей и законов) данной формы культуры, среди (с. 92) которых постепенно выделяется главный, центральный Закон для неё. Все эта психические процессы осуществляются с активным использованием экстерорецепторов, внешних органов чувств.
Центральный Закон какой-то формы культуры, поскольку он является осознанным компонентом более сложного психического комплекса (осознаваемого лишь частично) - "знание-умение-навык" (ЗУН), - существенно отличается от законов формы культуры Наука, где отношения закономерности устанавливаются между достаточно точно установившимися категориями. Он может быть сформулирован лишь как набор утверждений, совершенствующийся во времени по ходу практического освоения индивидом данной формы культуры (например, набор Христианских
tt0_125_248.7, (cтраница 7)
заповедей, "Моральный кодекс строителя коммунизма" в СССР, 613 правил поведения в еврейской национальной культуре, - в сфере формы культуры Этика). У человека, постигшего основной Закон данной формы культуры, наблюдение материальных предметов или процессов, не соответствующих этому Закону, вызывает, стимулирует и развертывает его критическое мышление - один из базисных компонентов Человеческого капитала (см. ниже).
Параллельно с этим в психике индивида происходит, благодаря активности "никогда не дремлющего" Кибера, формирование чувственного образа идеального образца артифакта данной формы культуры, иными словами - её центральной Ценности. В отличие от центрального Закона данной формы культуры, её центральную Ценность или Идеал нельзя даже приблизительно выразить вербально (это удел поэтов), её можно только почувствовать. При этом развивается не только чувство ценности, но также и чувство антиценности всех доступных индивиду форм культуры. Между чувствами Ценностей и соответствующих им Антиценностей устанавливается отношение "единства и борьбы противоположностей", являющееся основой самосовершенствовании индивида в данной форме культуры. Со временем, в результате упорного целенаправленного труда, индивид постигает центральные ценность и антиценность каждой из доступных ему форм культуры.
Кибер способен наблюдать не только нерукотворную природу, но и артифакты рукотворной природы, "схватывать" закономерности их функционирования и оценивать их эмоционально, то есть с точки зрения их потенциальной полезности или вреда для организма. При этом эмоциональная окрашенность чувств индивида, оперирующего артифактами той или иной формы культуры, отнюдь не ограничивается двумя "цветами" - положительным и отрицательным, - но может характеризоваться несчетным количеством "цветов", "оттенков" и "интенсивностей", поскольку число интероцепторов в теле человека не поддается никакой количественной оценке.
В процессе своей практической деятельности в сфере той или иной формы культуры индивид, стремясь получить максимально совершенный результат, может активно пользоваться как познанным им центральным Законом, так и освоенной им центральной Ценностью (с. 93) этой формы культуры. Кроме того, у него есть возможность воспользоваться Законами и Ценностями всех остальных форм культуры. Такое комплексное использование всей совокупности законов и ценностей всех освоенных индивидом форм культуры в нашей Гипотезе называется "творческой интуицией". Единую неразрывную систему центральных ценностей и антиценностей освоенных человеком форм культуры в нашей Гипотезе мы называем Сознанием.
Очевидно, форма культуры №22 Пракультура имеет двойственную природу (в полном смысле этого слова, поскольку внутренняя нерукотворная
tt0_125_248.8, (cтраница 8)
природа человека не может существовать - жить - без внешней нерукотворной природы, окружающей индивида среды), поэтому на рис. 2 она размещена не среди других форм культуры в составе цивилизационного кольца., а в его центре. Здесь же отображены центральные ценность и антиценность этой формы культуры - Жизнь и Наслаждение. Как и все остальные "пары" ценностей и соответствующих им антиценностей, они чувственно переживаются индивидом, - "Чувствуются".
На основе развитой нами Гипотезы нам удалось (как нам кажется, - судить о том - удалось или не удалось - не нам, а благосклонному читателю) сформулировать Закон всестороннего и гармоничного развития человека. Он состоит в том, что образовательные процедуры в любой национальной системе образования (в том числе и в Российской, и в Украинской и т.д.) необходимо выполнять в полном соответствии с устройством психики отдельно взятого человека и законами взаимодействия индивидуальных сознаний, объединённых второй природой человечества - Культурой. Сегодня мы видим, что некоторые формы культуры получили в обществе выдающееся развитие, тогда как другие находятся в плачевном состоянии. Можно было бы только порадоваться успехам представителей таких форм культуры как Наука и Техника, стремительно развивающейся Техногенной цивилизации в целом, если бы они не приближали так стремительно все человечество к гибели. Однобокость современной Техногенной цивилизации достигла уже своего максимального предела [2].
Спасти ситуацию может только добровольное подчинение каждого отдельно взятого человека, каждой отдельной страны и всего человечества в целом Закону всестороннего и гармоничного развития человека. Все разумные люди, люди доброй воли планеты Земля должны добровольно подчиниться этому закону, не дожидаясь, пока Природа первоначальная, нерукотворная (Космос) заставит всех нас подчиниться грубой силе естественных обстоятельств (например, всеобщей уничтожительной мировой войне).
Но откуда взять детальное описание самого Закона и его многочисленных приложений во всех основных сферах жизнедеятельности общества (народонаселение, народное образование, народное хозяйство)? Ведь на самом деле, сегодня в мире мало кто знает или помнит об этом Законе и о необходимости подчиняться ему (с. 94).
И вот здесь на помощь приходят современная философия образования, все современные науки и особенно Филология, Искусствоведение и Культурология. Каждая из них может помочь отдельно взятому человеку, отдельной стране и человечеству в целом по-своему. Как именно?
ФИЛОЛОГИЯ. Эта наука позволяет изучать выразительные средства и смыслы писанных текстов на разных языках. В переводе с греческого это означает "любовь поговорить", "потолковать". Да, люда говорят друг с другом, страны ведут между собой всевозможные переговоры, заключают
tt0_125_248.9, (cтраница 9)
хорошие и никуда негодные договоры. И все это относится к форме культуры Язык с её основной центральной ценностью Совесть и антиценностью Сленг. Совесть отдельно взятого человека, верность дипломатическому слову отдельной страны или здравый смысл всех людей в мире в целом могут существовать и успешно функционировать лишь на основе безусловного выполнения Закона всестороннего и гармоничного развития. Если какие-то человек, страна или все человечество однобоко разовьются в отношении лишь небольшого числа форм культуры (например, только Науки и Техники, Техногенной цивилизации), то их бессовестное, вероломное или даже преступное поведение в будущем - вполне предсказуемо.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. Форма культуры Искусство с её центральной ценностью Гармония и антиценностью Плагиат есть человеческая рефлексия по поводу жизненно важных ценностей отдельного человека, отдельной страны и человечества в целом. Не скованные императивом излагать сухим языком научного доказательства объективные истины, деятели искусства в предельно субъективной и эмоциональной форме помогают каждому человеку, каждой стране и человечеству в целом понимать (скорее, чувствовать) что с ними происходило вчера, происходит сегодня и случится завтра.
Дело в том, что научное познание - интерсубъективное по своей природе, - в лучшем случае является лишь надводной частью гигантского "айсберга" общего человеческого познания мира. Наука - всего лишь одна из двадцати двух равносущественных для выживания человечества форм современной культуры. И как бы успешно она ни развивалась, она, в конечном счете, одна ничего решить не может в жизни человечества, да и отдельной страны и даже отдельно взятого человека. Даже если она сможет изобрети и изготовить с помощью формы культуры Техника абсолютно смертоносную сверхатомную бомбу и молниеносные средства её доставки, она ничего не сможет придумать, чтобы предотвратить последнюю войну исчезающего с планеты Земля человечества.
Так называемые вненаучные формы познания признаны сегодня всеми учеными мира. Безусловно, огромная роль во вненаучном познании принадлежит именно искусству. Искусствоведение, хотя и претендует на роль науки, таковой, конечно же, в настоящее время еще не является. Ей предстоит многое (с. 95) позаимствовать и освоить из других наук и различных других форм вненаучного познания, из других форм культуры. Характерно, что даже в Программу кандидатского экзамена по Истории и философии науки российские философы вставили целый раздел о вненаучных формах познания, хотя работы в этом направлении в России практически не ведутся (нашим Украинским коллегам мы теперь можно только позавидовать, - у них свободы слова и совести, по-видимому, гораздо больше, чей в современной России).
tt0_125_248.10, (cтраница 10)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Культурология как наука только начала формироваться. Подобно тому, как наука истории в современном мире уже разделилась на два потока - историографию и историологию, культурология тоже начала четко разделяться на два направления - культурографии и культурологии. В России, например, бесконечно торжествует первое из этих двух направлений. Особое внимание уделяется здесь коллекционированию взглядов и точек зрения по бесконечному числу вопросов зарубежных исследователей - больших, средних, малых и совсем крошечных. Поскольку этих зарубежных исследователей имеется бесчисленное множество, а их точки зрения на любой вопрос меняются в среднем раз в год, такой подход чрезвычайно перспективен для написания бесчисленного количества околонаучных монографий и защиты бесчисленного числа уже совсем ненаучных диссертаций - кандидатских и докторских. А теперь ещё и магистреких.
Суть же дела состоит в том, что необходимо дать научное, объективное определение необходимости сосуществования многочисленных разнообразных форм культуры. В наших исследованиях мы это делаем с позиции противопоставления (в неразрывном единстве) понятий нерукотворной и рукотворной природы, Пракультуры и Культуры. Разные формы культуры получаются за счет использования мастерами этих форм культур различных материальных носителей при создании соответствующих артифактов - предметов и процессов. Музеи по формам искусства хранят (как память культурной истории человечества или какой-то сараны) наборы, коллекции таких материальных артифактов, специфичных для каждой формы культуры (картины, скульптуры, машины и т.д.). Библиотеки - это тоже музеи, где хранятся информационные артифакты на специфичных для библиотек материальных носителях.
Культурология, - именно культурология, а не современная культурография, - должна научно доказать, что основная функция культуры в обществе - формирование индивидуального сознания. Сознание человека интенционально по своей природе. Опираясь на материальные артифакты различных форм культуры в процессе свободной (то есть игровой), активной, творческой деятельности, человек "пробивается" самостоятельно (поскольку "обучить" этому в современной по преимуществу формальной школе невозможно в принципе) к постижению и последующему присвоению себе центральных ценностей и к сознательному отторжению антиценностей (с. 96)
всех современных форм культуры. В этом в современном мире проявляется извечная борьба Добра и Зла. Именно совокупность психических отражений ценностей и антиценностей основных форм культуры в центральной нервной системе отдельно взятого человека и есть его сознание.
Когда человек попадает в проблемную ситуацию, в его мозге инициируется и осуществляется "сканирование" матрицы ценностей и антиценностей сознания, в результате чего получаются четыре "продукта" психической деятельности человека:
tt0_125_248.11, (cтраница 11)
-смысл этой ситуации;
-критическое осмысление ситуации, направленное на её улучшение для человека;
-основанное на совести решение о том, как надо было бы поступить или не поступить в данной конкретной ситуации;
-идея, подсказанная творческой интуицией человека, как именно эту ситуацию надо изменить (творчество).
Это - механизм возникновения трех наиболее важных компонентов человеческого капитала - совести, критического мышления и творческой интуиции (см. рис. 3).
Более подробно этот и другие механизмы описываются в других публикациях авторов настоящей статьи. Здесь же мы говорим лишь о тех поистине грандиозных задачах, которые стоят перед современной Культурологией.
В совокупности, Философия образования, Филология, Искусствоведение (Искусствознание) и Культурология - это науки будущего.
Рис. 3. Основные компоненты человеческого капитала, их возникновение и развитие (с. 97)
Их век только наступает, причем "работать" они "собираются" не только в неразрывном единстве друг с другом, но и с оглядкой на все остальные формы культуры и под их руководством. Зачем? - Чтобы обеспечить безусловное выполнение Закона всестороннего и гармоничного развития каждым отдельным человеком, каждой отдельной страной и человечеством в целом.
tt0_125_248.12, (cтраница 12)
Литература:
1. Зыков М.Б. Социальная философия образования. - М.: Граница, 2008.
2. Степин B.C. История и философия науки. - М.: Трикста, 2011.
3. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Музей «Человеческий капитал» как цивилизационная матрица школы. - Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2011. – 344 с., 2011.
tt0_125_248.12. (cтраница 12)
ВСЁ.



0 коммент.:
Отправить комментарий