Эпикур
(Epicurus, 342-271 BC) и Зенон (Zeno, 336-264 BC) оба основали свои философские
школы в Афинах. Эпикур, грек по происхождению, обосновался в саду около Афин,
поэтому его последователей называли «садовыми философами». Зенон, тоже грек,
обосновался в даунтауне Афин. Его последователей назвали стоиками, поскольку
Зенон проповедовал с балкона («стоя» - по-гречески).
Однако последователи
Зенона (стоики) существенно отличались от последователей Эпикура. Стоики
верили, что являются частями вышнего плана и что случится всё, что должно
случиться. Эпикурейцы же считали человеческое существование случайной
группировкой атомов, рассыпающейся после смерти. Их лозунг был «Не беспокойся,
будь счастлив!» (Don’t worry, be happy, - см. популярную песенку). Над входом в
их школу красовалась вывеска «Удовольствие есть высшее благо».
Эпикурейская
идея удовольствия состояла в радовании простым жизненным вещам. Время
расслабиться шло первой строчкой в их списке. Они предпочитал простую пищу в
компании друзей изысканной, но вредной пище на пышных банкетах. Практически, он
учил своих последователей подумать дважды, прежде чем поступить. Чтобы избежать
возможных неприятностей. Даже влюбляться опасно: рискуешь остаться с разбитым
сердцем.
Стоики под
хорошей жизнью понимали жизнь добродетельную. Они не хотели руководствоваться
своими чувствами, поскольку эмоции мешают зрелому размышлению. Безусловно
покорялись судьбе. Ни за что не боролись. Их лозунг был: «Плыви по течению!»
(«Go with the flow!»). Желать чего-то – значит нарываться на неприятности.
Следует радоваться тому, что есть. Большое значение стоики уделяли воспитанию
детей – своему будущему.
Через 150
лет после основания школ Зенона и Эпикура Греция стала частью Римской империи.
Римляне восприняли эти две философии. Стоицизм взывал ко всем слоям населения –
от раба до императора – и приносил пользу. Но эпикурейство превратилось в
плохое дело. Погоней за удовольствием в Риме оправдывали удовлетворение любого
желания и сиюминутную жизнь

0 коммент.:
Отправить комментарий