Зыков М.Б. В уединении. – Реферат: Розанов В.В. Уединённое / Сост. А.В. Диенко; Худож. М.В. Осипова. – Москва: Современник, 1991. – 108 с. ISBN 5-270-10230-8. В Zykov Academy # tt9_990_345.
Душа жива (с. 3) (с. 4-5). «Газеты, я думаю, так же пройдут, как и «вечные войны» средних вековт ..... Их пока поддерживает «всеобщее обучение», которое собираютсмя сделать даже «обязательным» (Розанов к идее обязательного обучения относится язвительно). Пифагор говорил: «нет ничего без своего числа» (с. 6). Розанов язвительно пишет про некого Василия Михайловича, что он чин, службу и должность любит как неотделимое души своей. ... Сказать вместе с Тургеневым: «Так кончается всё русское» ... (с. 7). ... Наша сатира началась с сатиры (Кантемира), и затем весь 18 век был довольнот сатиричен. Половина 19 века была патетична. И затем, с 1860=х готов, сатира опять первенствовала. «Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через полвека Щедрин и Янекрасов имели такой успех, какого никогда не имелдаже Пушкин. В пору моих гимназических лет о Пушкине даже н6е упоминали, не то чтобы его читать (с. 8). Некрасовым же зачитывались доь одурения,знали каждуюего строчку, ловили каждый его стих. Я имел какой-то безотчётный вкус не читать Щедрина, и до сих пор не прочёл ни одной его «вещи». .... Думаю, что этим я много спас в душе своей. Этот ругающийся вице-губернатор отвратительное явление». ... Чичиков и Собакевич выбрали себе «стул, который не проваливается». «Какая разница судеб Щедрина и Достоевского» (с. 9). ...1
«Тридцать пять копеек большой капитал, если самому заработать. ... Какая-то семнадцатилетняя девочка сказала Розанову, что в нём мужское – только брюки ... (с. 10) «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня»... «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе»... «Что-то течет в душе. Вечно. Постоянно». ... На этой странице – о Толстом, Пушкине и Некрасове (с. 11). ... Где сила, страсть, там и поэзия ... «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизнию Вот почему религия всегда будет одолевать философию» ... (с. 12). «Учёный, насколько он публикуется, писатель, насколько он печатается, суть, конечно, проституты». ... «Самое интимное отдаю всем». ... (с. 13). ... «Малую травку родить – труднее, чем разрушить каменный дом» (с. 14). ...2
«... едва напишешь что-нибудь насмешливое, злое, разрушающее, убивающее как все люди жадно хватаются за книгу, за статью. ... Любят люди пожар.Любят цирк. Охоту. Даже когда кто-нибудь тонет в сущности любят смотреть: сбегаются. Вот в чём дело. И литература сделалась мне противна». ... Про кипучую энергию Чернышевского: «... с самого Петра (1-го) мы не наблюдаем ещё натуры, у которой каждый час бы дышал, каждая минута жила, и каждый шаг обвеян «заботой об отечестве». ... Пётр же был кипучий, не умевший остановиться (с. 15). Страницы 15 и 16 здесь – Чернышевском (с. 16). (Размышления о нём полезны для категории «человеческий капитал, - МБЗ) ... О ком-то: «Столоначальник», а не министр. «Пиши, писарь, - тебе не водить полки. Но ты не украдёшь и не дашь никому украсть». ... «Карма всероссийской державы» ... Про кого-то «дурачок – из «честных», но ум совершенно незначительный» (замечательно для человеческого капитала, - МБЗ). Про кого-то: дама симпатичная, умная и деятельная ... (с. 17). ...3
«Государство должно быть справедливо и смотреть спокойно во все стороны». О Короленко – плохо. При разговоре с Розановым в Таврическом дворце он не произвёл на Розанова хорошего впечатления (уклончив, напрям) (с. 18). Про себя Розанов вспоминает: «... меня замечательно любили товарищи, и я всегда был «коноводом» (против начальства, учителей, особенно против директора)» .... «... мня всё-таки замечательно и мнгогие любили (как и я всегда безусловно любил)». У него внешняя непривлекательность была, как он сам отмечает, причиной самоуглубления (с. 19). «... я весь – дух и весь – субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого ... Я «наименее рождённый человек» и «слушаю райские напевы» (вечно как бы слышу музыку, - моя особенность) ... я сам (в себе ...) бесконечно интересен, а по душе – бесконечно стар, опытен, точно мне тысяча лет и вместе – юн, как совершенный ребёнок ... Хорошо! Совсем хорошо ... (с. 20) ...4
«Самое главное, окончательное – в душе» (с. 21) «В террор можно и влюбиться и возненавидет;ь до глубины души ...» ... «Бог взял концы вещей и связал в узел, - неразвязываемый». ... «Распутать невозможно, а разрубить – всё умрёт». ... «Нет гармонии души, нет величия» (с. 22) (с. 23). ... «... русская история вообще ещё почти не начиналась. Жили «день за днём – сутки прочь» ... (с. 24). «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается». О русском: «Вечно мечтает, и всегда мысль одна – как бы уклониться от работы». ... «... мы спотыкаемся не о скалы, а об самый простой, гладкий, износившийся сами в себе, булыжник» (с. 25) ... «спасибо, своя душа дороже» (с. 26). О «микве» у иудеев (с. 27-31). «Техника, присоединившись к душе, дала её всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа» ... И вдохновение умерло» (с. 32). ... «Все эти слова, новые в обществе и в литературе, выражали – ступенями – огромное углубление человека». Розанов пишет, что все стали немного другими, и в этом - суть (с. 33). ...5
Герострат указал самый верный путь к «сохранению имени в потомстве» (с. 34) Революция «... права не идеологически, а как натиск, как воля, как отчаяние. ... Но это не идея, ни в коем случае – не идея! ... Все соц.-демократические теории сводятся к тезису: «хочется (с. 35) мне кушать». «Кто дал мне желудок – обязан дать и пищу» ... «В революции – ничего для мечты». А мечтатель даже больше, чем пищу – любит мечту свою. В результате революции «Битой посуды будет много», но «нового здания не выстроится». Ибо строит тот один, кто способен к изнуряющей мечте; строил Микельанджело, Леонардо да Винчи: но революция всем им «покажет прозаический кукиш» и задушит ещё в младенчестве, лет 11-13, когда у них вдруг окажется «своё на душе». – «А, вы – гордецы: не хотите с нами смешиваться, делиться, откровенничать ... Имеете какую-то свою душу, не общую душу ... Коллектив, давший жизнь родителям вашим и вам, - ибо без коллектива они и вы подохли бы с голоду – теперь берёт своё назад. Умрите». И «новое здание», с чертами ослиного в себе, повалится в третьем-четвёртом поколении». ...6
Розанов: «Всякое движение души у меня сопровождается выговариванием. И всякое выговаривание я хочу непременно записать. Это – инстинкт. Не из такого ли инстинкта родилась литература (письменная)? ... Литература родилась «про себя» (молча) и для себя...». Молитва отражает самое существо мира. «Без молитвы совершенно нельзя жить ... Без молитвы – безумие и ужас» (с. 36). «Человек – раньше теории ...» (с. 37) «Созидайте дух, созидайте дух, созидайте дух! Смотрите, он весь рассыпался ...». «Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью». «Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка, и не общественник. Но когда я один – я полный, когда со всеми – не полный. Одному мне всё-таки лучше. Одному лучше – потому, что когда один – я с Богом ... от Бога я никогда бы не мог отказаться. Бог есть самое «тёплое» для меня. С Богом мне «всего теплее». ... В конце концов, Бог – моя жизнь» (с. 38). «Я только живу для Него, через него. Вне Бога – меня нет. ... Мой Бог особенный. Это только мой Бог ... «Мой Бог» - бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность. Интимность похожа на воронку или даже две воронки. От моего «общественного я» идёт воронка, суживающаяся до точки. Через эту точк-просвет идёт только один луч: от Бога. За этой точкой – другая воронка, уже не суживающаяся, а расширяющаяся в бесконечность: это Бог. «Там-Бог». Так что Бог 1) и моя интимность, 2) и бесконечность, в коей самый мир – часть» (с. 39) (с. 40). ...7
«И всё держит рука Твоя: что она меня держит. Это я постоянно чувствую. (ночь на 25 декабря 1910 г.). Я задыхаюсь в мысли. И как мне приятно жить в таком задыхании. Вогт отчего жизнь моя сквозь тернии и слёзы есть всё-таки наслаждение» (ночь на 25 декабря 1910 г.). ... «В себе (субъект) абсолютно несклоняем; «Не согласуем». Какое-то «наречие» (с. 41) (с. 42).
«Литература есть самый отвратительный вид торга. И потому удвоенно-отвратительный, что тут замешивается несколько таланта. И что «торгуемые вещи» суть действительно духовные ценности». Розанов говорит о всемирной психологичности. «Правда выше солнца, выше неба, выше Бога: ибо если бы и Бог начинался бы не с правды – он – неБог, и небо трясина, и солнце – медная посуда» (с. 43). «Душа есть страсть ... талант нарастает, когда есть страсть. Талант есть страсть» (с. 44) (с. 45). «Громовая истина: частная жизнь выше всего ... это общее религии ... Все религии пройдут, а это останется: просто – сидеть на стуле и смотреть вдаль» (с. 46) (с. 47). «... жизнь моя есть день мой, и он именно мой день, а не Сократа или Спинозы». ...8
«Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе; например, путешествоватью Тогда всё кажется ярко, осмысленно, всё укладывается в хороший результат. Но и «сидеть на месте» хорошо только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но унего было в душе столько движения, что от «сиденья» его двинулись миры». «Мережковский всегда строит из чужого материала, но с чувством родного для себя. В этом его честь и великодушие» (с. 48). Розанов: «... «семья» и «род», на которых у меня всё построено. ... Мережковский схватил душой – не сердцем и не умом, а всей душой эту мою мысль, уроднил её себе; ... он «открыл семью» для себя, внутренне открыл, - под толчком, под указанием моим. И это есть в полном значении «открытие» его, новое для него, вполне и безусловно самостоятельное его открытие ... Я дал компас и, положим, сказал, что «на западе есть страны». А он открыл Америку. В этом его уроднении с чужими идеями есть великодушие». ...9
«... добрых от злых ни по чему (с. 49) так нельзя различить, как по выслушиванию ими ... рассказов чужого человека о себе. Охотно слушают, не скучают – верный признак, что этот слушающий есть добрый, ясный, простой человек. С ним можно водить дружбу. Можно ему довериться. ... рассказ другому есть выражение расположения к другому». Про Шперка: «Он был очень проницателен, знал «корни вещей». И если это сказал, значит, это верно» (с. 50). «Какими рождаемся, таковы и в могилку». ... «Я ... бесконечно люблю человеческую связанность, людей в связанности, во взаимном миловании, ласкании. ... ненавижу то, что разделяет людей, что мешает им слиться, соединиться, стать «в одно» ... (с. 51). «... душа – бессмертна ... религия выше политики». ... «... религия есть самое важное,самое первое, самое нужное» ... (с. 52). ...10
Розанов говорит о распространении его учения. Розанов: «Мне особенно противны те недостатки, которых я не имею. Но мои собственные недостатки, когда я их встречаю в других, нисколько не противны. И я бы их никогда не осудил. Вот граница всякого суждения, т.е. что оно «компетентно» или «некомпетентно»; насколько на него можно (с. 53) положиться. Все мы «с хвостиками», но обращенными в разные стороны. Благородное, что есть в моих сочинениях, вышло не из меня. Я умел только, как женщина, воспринять это и выполнить. Всё принадлежит гораздо лучшему меня человеку. Ум мой и сердце выразились только в том, что я всегда мог поставить (увидеть) другого выше себя. И это всегда было легко, даже счастливо. Слава Богу, завидования во мне вовсе нет, как и «соперничество» всегда было мне враждебно, не нужно, посторонне. Розанов про евреев: постоянно что0то делают, что-то предпринимают (с. 54) (с. 55). ...11
Больше всего, к старости начинает томить неправильная жизнь ... что не сделал должного. Мне идея долга только и начала приходить под старость. Раньше я всегда жил «по мотиву», т.е. по аппетиту, по вкусу, по «что хочется» и «что нравится». Идея «закона» как «долга» никогда даже на ум мне не приходила (с. 56). ... Только всегда была у меня жалость. Но это тоже «аппетит» мой; и была благодарность, как мой вкус. «Так меня устроил Бог» (с. 57). «Я думаю, что я был добрый человек ...» (с. 58). «Боже, как ужасна наша жизнь, как действительно мрачная». «Человек стоит на двух якорях: родители, их «дом», его младенчество – это один якорь. «Первая любюовь», 13-14 лет – есть перелом; предвестие, что потянул «другой якорь» ... Исход и – венец; пристань «отчала» и пристань (с. 59) «причала». «Причал окончательный – могила; и замечательно, что уже любовь подводит к ней. Но любовь это «опять рожу» и стану для детей «пристанью отчала». По этому сложению жизни до чего очевидно, что genitalia в нас важнее мозга. ... Т.е. «красота личика», ей-ей, важнее «способностей ума» для барышни. Да так это и есть. Так они и чувствуют. Но только они. А школа? Вся организация воспитания? – Зубри ... (с. 60). ...12
«Странник, вечный странник и везде только странник» (с. 61). «истинствовать на земле» значит постоянно и истинно любить ... (с. 62) (с. 63). «Судьба бережёт тех, кого она лишает славы» (с. 64). «Кто любит русский народ – не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь – одно. И только у русских это одно» (с. 65). Розанов вводит категорию – обобщённую – я «сильнее или слабее кого-то». Так, он чувствуует. Что Рачинский, Страхов, Толстой, Победоносцев, соловьёв, Мережковский не быле сильнее его (с. 66). ... «С детства, с моего испуганного и замученного детства, я взял привычку молчать (и вечно думать)». Розанов приводит высказывание Шперка: «Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, нужно читать наоборот: родители должны именно уважать детей, - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту (с. 67), натуру; а дети должны только любить родителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствуют это уважение к себе». Розанов по этому поводу замечает: «Как это глубоко и ново» (с. 68). ...13
Розанов: «Голова моя качается под облаками. Но как слабы ноги» (с. 69). «Живи и трудись как бы никого не было, как бы не было у тебя вовсе «современников». И если твой труд и мысли ценны – они одолеют всё, что вокруг тебя ненавидит тебя, презирает, усиливается затоптать. Сильнейший и есть сильнейший, а слабейший и есть слабейший. Правда светлее солнца. И живи для неё6 а люди пусть идут куда знают» (с. 70). Только в старости узнаешь, что «надо было хорошо жить». В юности это даже не приходит на ум. И в зрелом возрасте не приходит (с. 71) (с. 72). «Дети ... Как мало им нужны родители, когда они сами входят в возраст: товарищи, своя жизнь, будущая – так это волнует их ...» (с. 73). Розанов про себя: «А «талант» всё толкал и толкал писать» (с. 74). «Во всём нашем доме я не помню никогда улыбки» (с. 75) (с. 76-78). ...14
Сам на себя Розанов удивляется: почему он так мало читает других авторов? И отвечает: мешает думать. «Моя голова, собственно, «загружена», и у меня нет сил выйти из этой загруженности. Я жадно (безумно) читал в гимназии, но уже в университете дальше начала книг «не ходил» (с. 78) (с. 80). «И всё поздно: мне уже 56 лет!» (11 декабря 1911 года) (с. 81) (с. 82-84). «Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости» (с. 85).
АПОКАЛИПСИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ (фрагменты).
«Мир ... несправедлив» (с. 86). «Есть что-то враждебное в стихии холода» (с. 87): «душа свободна» - только если «в комнате натоплено». «Счёт в применении к нравственному явлению я нахожу просто глупым» (с. 88) (с. 89-94) «Пирог без начинки» (с. 95) (с. 96-97). «Душа есть энтелехия тела» (с. 98) (с. 99-103). ...15
Душа жива (с. 3) (с. 4-5). «Газеты, я думаю, так же пройдут, как и «вечные войны» средних вековт ..... Их пока поддерживает «всеобщее обучение», которое собираютсмя сделать даже «обязательным» (Розанов к идее обязательного обучения относится язвительно). Пифагор говорил: «нет ничего без своего числа» (с. 6). Розанов язвительно пишет про некого Василия Михайловича, что он чин, службу и должность любит как неотделимое души своей. ... Сказать вместе с Тургеневым: «Так кончается всё русское» ... (с. 7). ... Наша сатира началась с сатиры (Кантемира), и затем весь 18 век был довольнот сатиричен. Половина 19 века была патетична. И затем, с 1860=х готов, сатира опять первенствовала. «Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через полвека Щедрин и Янекрасов имели такой успех, какого никогда не имелдаже Пушкин. В пору моих гимназических лет о Пушкине даже н6е упоминали, не то чтобы его читать (с. 8). Некрасовым же зачитывались доь одурения,знали каждуюего строчку, ловили каждый его стих. Я имел какой-то безотчётный вкус не читать Щедрина, и до сих пор не прочёл ни одной его «вещи». .... Думаю, что этим я много спас в душе своей. Этот ругающийся вице-губернатор отвратительное явление». ... Чичиков и Собакевич выбрали себе «стул, который не проваливается». «Какая разница судеб Щедрина и Достоевского» (с. 9). ...1
«Тридцать пять копеек большой капитал, если самому заработать. ... Какая-то семнадцатилетняя девочка сказала Розанову, что в нём мужское – только брюки ... (с. 10) «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня»... «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе»... «Что-то течет в душе. Вечно. Постоянно». ... На этой странице – о Толстом, Пушкине и Некрасове (с. 11). ... Где сила, страсть, там и поэзия ... «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизнию Вот почему религия всегда будет одолевать философию» ... (с. 12). «Учёный, насколько он публикуется, писатель, насколько он печатается, суть, конечно, проституты». ... «Самое интимное отдаю всем». ... (с. 13). ... «Малую травку родить – труднее, чем разрушить каменный дом» (с. 14). ...2
«... едва напишешь что-нибудь насмешливое, злое, разрушающее, убивающее как все люди жадно хватаются за книгу, за статью. ... Любят люди пожар.Любят цирк. Охоту. Даже когда кто-нибудь тонет в сущности любят смотреть: сбегаются. Вот в чём дело. И литература сделалась мне противна». ... Про кипучую энергию Чернышевского: «... с самого Петра (1-го) мы не наблюдаем ещё натуры, у которой каждый час бы дышал, каждая минута жила, и каждый шаг обвеян «заботой об отечестве». ... Пётр же был кипучий, не умевший остановиться (с. 15). Страницы 15 и 16 здесь – Чернышевском (с. 16). (Размышления о нём полезны для категории «человеческий капитал, - МБЗ) ... О ком-то: «Столоначальник», а не министр. «Пиши, писарь, - тебе не водить полки. Но ты не украдёшь и не дашь никому украсть». ... «Карма всероссийской державы» ... Про кого-то «дурачок – из «честных», но ум совершенно незначительный» (замечательно для человеческого капитала, - МБЗ). Про кого-то: дама симпатичная, умная и деятельная ... (с. 17). ...3
«Государство должно быть справедливо и смотреть спокойно во все стороны». О Короленко – плохо. При разговоре с Розановым в Таврическом дворце он не произвёл на Розанова хорошего впечатления (уклончив, напрям) (с. 18). Про себя Розанов вспоминает: «... меня замечательно любили товарищи, и я всегда был «коноводом» (против начальства, учителей, особенно против директора)» .... «... мня всё-таки замечательно и мнгогие любили (как и я всегда безусловно любил)». У него внешняя непривлекательность была, как он сам отмечает, причиной самоуглубления (с. 19). «... я весь – дух и весь – субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого ... Я «наименее рождённый человек» и «слушаю райские напевы» (вечно как бы слышу музыку, - моя особенность) ... я сам (в себе ...) бесконечно интересен, а по душе – бесконечно стар, опытен, точно мне тысяча лет и вместе – юн, как совершенный ребёнок ... Хорошо! Совсем хорошо ... (с. 20) ...4
«Самое главное, окончательное – в душе» (с. 21) «В террор можно и влюбиться и возненавидет;ь до глубины души ...» ... «Бог взял концы вещей и связал в узел, - неразвязываемый». ... «Распутать невозможно, а разрубить – всё умрёт». ... «Нет гармонии души, нет величия» (с. 22) (с. 23). ... «... русская история вообще ещё почти не начиналась. Жили «день за днём – сутки прочь» ... (с. 24). «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается». О русском: «Вечно мечтает, и всегда мысль одна – как бы уклониться от работы». ... «... мы спотыкаемся не о скалы, а об самый простой, гладкий, износившийся сами в себе, булыжник» (с. 25) ... «спасибо, своя душа дороже» (с. 26). О «микве» у иудеев (с. 27-31). «Техника, присоединившись к душе, дала её всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа» ... И вдохновение умерло» (с. 32). ... «Все эти слова, новые в обществе и в литературе, выражали – ступенями – огромное углубление человека». Розанов пишет, что все стали немного другими, и в этом - суть (с. 33). ...5
Герострат указал самый верный путь к «сохранению имени в потомстве» (с. 34) Революция «... права не идеологически, а как натиск, как воля, как отчаяние. ... Но это не идея, ни в коем случае – не идея! ... Все соц.-демократические теории сводятся к тезису: «хочется (с. 35) мне кушать». «Кто дал мне желудок – обязан дать и пищу» ... «В революции – ничего для мечты». А мечтатель даже больше, чем пищу – любит мечту свою. В результате революции «Битой посуды будет много», но «нового здания не выстроится». Ибо строит тот один, кто способен к изнуряющей мечте; строил Микельанджело, Леонардо да Винчи: но революция всем им «покажет прозаический кукиш» и задушит ещё в младенчестве, лет 11-13, когда у них вдруг окажется «своё на душе». – «А, вы – гордецы: не хотите с нами смешиваться, делиться, откровенничать ... Имеете какую-то свою душу, не общую душу ... Коллектив, давший жизнь родителям вашим и вам, - ибо без коллектива они и вы подохли бы с голоду – теперь берёт своё назад. Умрите». И «новое здание», с чертами ослиного в себе, повалится в третьем-четвёртом поколении». ...6
Розанов: «Всякое движение души у меня сопровождается выговариванием. И всякое выговаривание я хочу непременно записать. Это – инстинкт. Не из такого ли инстинкта родилась литература (письменная)? ... Литература родилась «про себя» (молча) и для себя...». Молитва отражает самое существо мира. «Без молитвы совершенно нельзя жить ... Без молитвы – безумие и ужас» (с. 36). «Человек – раньше теории ...» (с. 37) «Созидайте дух, созидайте дух, созидайте дух! Смотрите, он весь рассыпался ...». «Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью». «Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка, и не общественник. Но когда я один – я полный, когда со всеми – не полный. Одному мне всё-таки лучше. Одному лучше – потому, что когда один – я с Богом ... от Бога я никогда бы не мог отказаться. Бог есть самое «тёплое» для меня. С Богом мне «всего теплее». ... В конце концов, Бог – моя жизнь» (с. 38). «Я только живу для Него, через него. Вне Бога – меня нет. ... Мой Бог особенный. Это только мой Бог ... «Мой Бог» - бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность. Интимность похожа на воронку или даже две воронки. От моего «общественного я» идёт воронка, суживающаяся до точки. Через эту точк-просвет идёт только один луч: от Бога. За этой точкой – другая воронка, уже не суживающаяся, а расширяющаяся в бесконечность: это Бог. «Там-Бог». Так что Бог 1) и моя интимность, 2) и бесконечность, в коей самый мир – часть» (с. 39) (с. 40). ...7
«И всё держит рука Твоя: что она меня держит. Это я постоянно чувствую. (ночь на 25 декабря 1910 г.). Я задыхаюсь в мысли. И как мне приятно жить в таком задыхании. Вогт отчего жизнь моя сквозь тернии и слёзы есть всё-таки наслаждение» (ночь на 25 декабря 1910 г.). ... «В себе (субъект) абсолютно несклоняем; «Не согласуем». Какое-то «наречие» (с. 41) (с. 42).
«Литература есть самый отвратительный вид торга. И потому удвоенно-отвратительный, что тут замешивается несколько таланта. И что «торгуемые вещи» суть действительно духовные ценности». Розанов говорит о всемирной психологичности. «Правда выше солнца, выше неба, выше Бога: ибо если бы и Бог начинался бы не с правды – он – неБог, и небо трясина, и солнце – медная посуда» (с. 43). «Душа есть страсть ... талант нарастает, когда есть страсть. Талант есть страсть» (с. 44) (с. 45). «Громовая истина: частная жизнь выше всего ... это общее религии ... Все религии пройдут, а это останется: просто – сидеть на стуле и смотреть вдаль» (с. 46) (с. 47). «... жизнь моя есть день мой, и он именно мой день, а не Сократа или Спинозы». ...8
«Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе; например, путешествоватью Тогда всё кажется ярко, осмысленно, всё укладывается в хороший результат. Но и «сидеть на месте» хорошо только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но унего было в душе столько движения, что от «сиденья» его двинулись миры». «Мережковский всегда строит из чужого материала, но с чувством родного для себя. В этом его честь и великодушие» (с. 48). Розанов: «... «семья» и «род», на которых у меня всё построено. ... Мережковский схватил душой – не сердцем и не умом, а всей душой эту мою мысль, уроднил её себе; ... он «открыл семью» для себя, внутренне открыл, - под толчком, под указанием моим. И это есть в полном значении «открытие» его, новое для него, вполне и безусловно самостоятельное его открытие ... Я дал компас и, положим, сказал, что «на западе есть страны». А он открыл Америку. В этом его уроднении с чужими идеями есть великодушие». ...9
«... добрых от злых ни по чему (с. 49) так нельзя различить, как по выслушиванию ими ... рассказов чужого человека о себе. Охотно слушают, не скучают – верный признак, что этот слушающий есть добрый, ясный, простой человек. С ним можно водить дружбу. Можно ему довериться. ... рассказ другому есть выражение расположения к другому». Про Шперка: «Он был очень проницателен, знал «корни вещей». И если это сказал, значит, это верно» (с. 50). «Какими рождаемся, таковы и в могилку». ... «Я ... бесконечно люблю человеческую связанность, людей в связанности, во взаимном миловании, ласкании. ... ненавижу то, что разделяет людей, что мешает им слиться, соединиться, стать «в одно» ... (с. 51). «... душа – бессмертна ... религия выше политики». ... «... религия есть самое важное,самое первое, самое нужное» ... (с. 52). ...10
Розанов говорит о распространении его учения. Розанов: «Мне особенно противны те недостатки, которых я не имею. Но мои собственные недостатки, когда я их встречаю в других, нисколько не противны. И я бы их никогда не осудил. Вот граница всякого суждения, т.е. что оно «компетентно» или «некомпетентно»; насколько на него можно (с. 53) положиться. Все мы «с хвостиками», но обращенными в разные стороны. Благородное, что есть в моих сочинениях, вышло не из меня. Я умел только, как женщина, воспринять это и выполнить. Всё принадлежит гораздо лучшему меня человеку. Ум мой и сердце выразились только в том, что я всегда мог поставить (увидеть) другого выше себя. И это всегда было легко, даже счастливо. Слава Богу, завидования во мне вовсе нет, как и «соперничество» всегда было мне враждебно, не нужно, посторонне. Розанов про евреев: постоянно что0то делают, что-то предпринимают (с. 54) (с. 55). ...11
Больше всего, к старости начинает томить неправильная жизнь ... что не сделал должного. Мне идея долга только и начала приходить под старость. Раньше я всегда жил «по мотиву», т.е. по аппетиту, по вкусу, по «что хочется» и «что нравится». Идея «закона» как «долга» никогда даже на ум мне не приходила (с. 56). ... Только всегда была у меня жалость. Но это тоже «аппетит» мой; и была благодарность, как мой вкус. «Так меня устроил Бог» (с. 57). «Я думаю, что я был добрый человек ...» (с. 58). «Боже, как ужасна наша жизнь, как действительно мрачная». «Человек стоит на двух якорях: родители, их «дом», его младенчество – это один якорь. «Первая любюовь», 13-14 лет – есть перелом; предвестие, что потянул «другой якорь» ... Исход и – венец; пристань «отчала» и пристань (с. 59) «причала». «Причал окончательный – могила; и замечательно, что уже любовь подводит к ней. Но любовь это «опять рожу» и стану для детей «пристанью отчала». По этому сложению жизни до чего очевидно, что genitalia в нас важнее мозга. ... Т.е. «красота личика», ей-ей, важнее «способностей ума» для барышни. Да так это и есть. Так они и чувствуют. Но только они. А школа? Вся организация воспитания? – Зубри ... (с. 60). ...12
«Странник, вечный странник и везде только странник» (с. 61). «истинствовать на земле» значит постоянно и истинно любить ... (с. 62) (с. 63). «Судьба бережёт тех, кого она лишает славы» (с. 64). «Кто любит русский народ – не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь – одно. И только у русских это одно» (с. 65). Розанов вводит категорию – обобщённую – я «сильнее или слабее кого-то». Так, он чувствуует. Что Рачинский, Страхов, Толстой, Победоносцев, соловьёв, Мережковский не быле сильнее его (с. 66). ... «С детства, с моего испуганного и замученного детства, я взял привычку молчать (и вечно думать)». Розанов приводит высказывание Шперка: «Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, нужно читать наоборот: родители должны именно уважать детей, - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту (с. 67), натуру; а дети должны только любить родителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствуют это уважение к себе». Розанов по этому поводу замечает: «Как это глубоко и ново» (с. 68). ...13
Розанов: «Голова моя качается под облаками. Но как слабы ноги» (с. 69). «Живи и трудись как бы никого не было, как бы не было у тебя вовсе «современников». И если твой труд и мысли ценны – они одолеют всё, что вокруг тебя ненавидит тебя, презирает, усиливается затоптать. Сильнейший и есть сильнейший, а слабейший и есть слабейший. Правда светлее солнца. И живи для неё6 а люди пусть идут куда знают» (с. 70). Только в старости узнаешь, что «надо было хорошо жить». В юности это даже не приходит на ум. И в зрелом возрасте не приходит (с. 71) (с. 72). «Дети ... Как мало им нужны родители, когда они сами входят в возраст: товарищи, своя жизнь, будущая – так это волнует их ...» (с. 73). Розанов про себя: «А «талант» всё толкал и толкал писать» (с. 74). «Во всём нашем доме я не помню никогда улыбки» (с. 75) (с. 76-78). ...14
Сам на себя Розанов удивляется: почему он так мало читает других авторов? И отвечает: мешает думать. «Моя голова, собственно, «загружена», и у меня нет сил выйти из этой загруженности. Я жадно (безумно) читал в гимназии, но уже в университете дальше начала книг «не ходил» (с. 78) (с. 80). «И всё поздно: мне уже 56 лет!» (11 декабря 1911 года) (с. 81) (с. 82-84). «Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости» (с. 85).
АПОКАЛИПСИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ (фрагменты).
«Мир ... несправедлив» (с. 86). «Есть что-то враждебное в стихии холода» (с. 87): «душа свободна» - только если «в комнате натоплено». «Счёт в применении к нравственному явлению я нахожу просто глупым» (с. 88) (с. 89-94) «Пирог без начинки» (с. 95) (с. 96-97). «Душа есть энтелехия тела» (с. 98) (с. 99-103). ...15
0 коммент.:
Отправить комментарий